В силу причин я достаточно много времени провел на Гаити. Уникальная страна. Нет, вуду и все такое мы не берем. Я об отношении местного населения к белым – и об основах местной экономики.
Я пытался въехать через границу на такси, и пограничники (там был колоритный офицер, чьи солдаты пасли черных свиней, эдакий денди в эполетах и босиком) потребовали с меня 600 долларов. Просто потому что я белый и, значит, у меня много денег. Пришлось ехать через другой пункт на автобусе.
Выйдя на улицу из отеля в Порт-о-Пренсе, я уже знал, что все местные менты будут видеть во мне донора их личных бюджетов. Меня останавливали и требовали денег. Я не платил. Это всех до крайности возмущало. Точно так же с меня требовали денег при вылете с Гаити абсолютно все – человек на входе при проверке чемоданов, человек на регистрации и пограничник. Я не платил, мне угрожали, но в итоге как-то пронесло.
В 1791 году на Гаити восстали черные рабы и захватили остров. Франция прислала войска, рабов разгромили, но половина французов умерла от желтой лихорадки, Наполеон плюнул на далекий остров и дал ему независимость. Первым деянием независимого государства, провозглашенного 1 января 1804 года, была резня белых колонистов – убили всех 25 000 человек, включая женщин и детей. Далее, история страны – это бесконечные перевороты, нищета, раскол, гражданские войны, американская оккупация и прочие прелести суверенитета.
Там были такие диктаторы, как Франсуа Дювалье ("папа Док") и Жан-Клод Дювалье ("бэби Док"), при которых их личная милиция ("тонтон-макуты") могли убить любого, даже министра, при малейшем подозрении в нелояльности. На маленьком острове были уничтожены сотни тысяч сограждан. В 1991 году на Гаити демократически избрали президента Жана-Бертрана Аристида. Военные его свергли, но под давлением США вернули в должность в 1994 году, а затем его же, ставшего уже диктатором, опять выгнали. Он казнил своих противников так: его люди надевали им на шею автомобильные шины, наполненные бензином, и поджигали их. Демократия должна уметь себя защитить.
И теперь собственно об экономике Гаити. При жуткой нищете там никто не хочет работать. Отношение к белым такое: у них много денег, что им стоит отсыпать нам чуток? За 200 лет своей независимости Гаити всецело живёт на кармане благотворительных организаций, что даром раздают на острове еду и воду. Ну, а зачем пахать, если и так покормят? Нужно только клянчить больше денег – чем и занимается экономический блок их правительства, чиновники всех уровней и вся полиция при виде иностранца.
Север страны не подчиняется столице, там рулят в городах местные уличные банды; юг во власти наркобаронов. Люди предпочитают рыться в мусоре, но работать не идут. Это не принято в их экономической модели.
Кстати у них, конечно же, есть внешний враг. Это Доминиканская Республика на том же острове. Доминиканцы говорят по-испански, а не по-французски, как гаитяне; там народ светлее кожей, живет лучше, и полно туристов. Гаитяне страшно обижаются на своих соседей, постоянно припоминая им прошлые обиды – как например резню гаитянских рабочих при доминиканском диктаторе Трухильо. И говорят еще: мы раньше вашего обрели независимость, а вы были рабами еще долго. Мы круче и умнее вас. Но доминиканцам на это абсолютно наплевать.
И через 25 лет после распада СССР многие постсоветские республики живут и строят свою экономику именно как Гаити. Ничего не делают, надеются, что придут Россия, ЕС и США (зачеркните ненужное) и подадут на бедность. И устроят все как надо.
Тут, конечно, кто-то увидит намеки известно, на кого; но мы и сами ничуть не лучше. Мы тоже в свое время клянчили денег и надеялись на США. Что, неудобно вспоминать? А ведь оно так и было. Самая популярная фраза, что я слышал в бывшем СССР – ничего-ничего, надо "потерпеть еще лет 25, и все образуется!" Не-а, не образуется. Никак. Гаити тому пример.
И дай-то бог – чтобы это был пример из нашего прошлого, а не из будущего!
Георгий Зотов
Ссылка.
|