Станция Лужская-Сортировочная, находящаяся на подходах к порту (в 8 км от начала причального фронта), а также её разные интересные сущности, типа беспилотных мини-локомотивов на путях.
Построена по заказу государства, открыта без особой помпы и рекламы, и работает. Собственно так, как и должно быть.
Да, на сегодня это - самая крупная сортировочная станция на всём постсоветском пространстве.
Цистерна на роспуске состава проходит позицию замедлителей
Но для начала напомню немного ликбеза по теме.
Зачем вообще нужна сортировочная станция тут? Дело в том, что Усть-Луга перерабатывает огромный и всё увеличивающийся поток грузов. Как на вывоз, так и на ввоз. И вот когда в порт поступает сборный груз самого различного назначения на приходящих судах, он часто может быть предназначен разным потребителям в самых разных концах страны. Их надо разделить и рассортировать. С другой стороны, грузы с разных судов и причалов могут быть адресованы в какой-то конкретный регион - и было бы удобно где-то собрать прямую маршрутную отправку прямо туда. Обратное тоже верно - когда экспортный груз из глубин России попадает сюда с разных мест разными составами и нужно как-то его собрать в один пучок для подачи под погрузку на конкретный терминал.
Так вот, этим самым и занимается сортировочная станция, которая тасует грузы, собирая или разделяя отправки в конкретные регионы и промышленные центры. Есть у неё и ещё одна функция - контрольная. Взвешивание вагонов и груза и сверка с сопроводительными документами, контроль правильности погрузки, контроль состояния вагонов, отправка вагонов на ремонт.
2. Ну а теперь едем на станцию. Сперва пересекаем главный путь из порта на ст. Котлы.
3. Вдали видно главное здание станции с пунктом управления сортировочной горкой и местом дислокации диспетчеров.
4. Поднимаемся наверх. Поскольку мы появились утром, я попал аккурат на планёрку с инженерами Siemens (а центральная часть горки с замедлителями и "беспилотными" локомотивами сооружена с использованием их технологий). Пришлось скромно сидеть и ждать в сторонке, пока очередь дойдёт до меня и я смогу пообщаться со специалистами.
Схема 1. Схема станции в целом огромная и сложная, поэтому я тут выложу лишь схематично - внутри красных линий "сименсовское" хозяйство, а вне их - наше отечественное. Конечно, у нас в общении с зам.нач. станции по сортировочной работе в этой связи сразу же возник "санкционный" вопрос, но об этом см. ниже.
5. Так что, получается, на точке управления станцией из пяти главных мест одно поддерживается сименсовцами и интегрировано с их оборудованием - то, что слева. Это пост управления дежурного по горке. Остальные - посты дежурных по парку приёма, парку транзита, парку отправления и дежурного по станции - по стандартным внутренним технологиям РЖД. Эти места все справа.
6. Пост управления дежурного по горке единственный обращён "лицом" к станции. Можно для подстраховки смотреть визуально. Остальные все в глубине помещения, и там управление ведётся строго по экранам.
7. Но и тут висит огромный экран со статусом путей и замедлителей.
8. ...
9. Позиции замедлителей из пункта управления хорошо видны.
10. А это уже вид на подгорочный парк, куда скатываются сегменты распускаемых составов. Станция Лужская-Сортировочная по масштабу, конечно, поменьше гиганта Maschen Rbf в Германии близ Гамбурга-Бремена (64 пути), которая работает на 150-180 млн.чел. потребителей внутри Европы, но больше Ясиноватой на Донбассе, которая исторически была до сих пор самой большой сортировкой экс-СССР (41 путь). Тут планируется 44 пути к 2016-му, сейчас пока меньше - два боковых пучка только ещё создаются.
11. Достройка пока вовсю идёт.
12. Тут видно хорошо (слева направо):
а) достройка северного пучка подгорочного парка,
б) соединительный путь от парка на главный путь, где сейчас проходит сформированный состав,
в) главный путь из порта Усть-Луга, справа у леса.
Как видите, на соединении и на главном пути стоят столбы электрификации, скоро уже будет конташка (кое-где она уже висит). Подать ток под электрификацию планируется в декабре 2015-го, через 5 месяцев - и тогда уже в порт пойдут электровозы, что гораздо более экономично по затратам.
13. Внизу строится столовая. Вообще, там сейчас стройка в разгаре, так что не только столовая. Строится стоянка пожарного поезда, тупик для непредвиденных ситуаций и опасных грузов, база восстановительного поезда, база электромонтажного поезда.
14. Главный путь из порта Усть-Луга.
15. Поворачиваем камеру правее. Тут видна стройка локомотивной петли. Когда достроят - электровоз из депо сразу будет идти на парк, минуя всё остальное и забирать готовые сформированные по регионам составы.
16. После разговора внутри мы пошли на левое открытое крыло, для наблюдения за роспуском. Тут тоже шло импровизированное совещание - пока станция работает в опытном режиме, все нештатные ситуации обыгрываются заранее. Над башней управления торчит управляющая антенна - именно она удалённо сообщается с позициями всего оборудования горки (радаров, весового участка, замедлителей, беспилотных тележек-локомотивов и проч.)
17. Теперь смотрим в сторону выхода на Гатчину - к парку приёма. По крайнему пути вытягивают сформированный маршрутный состав, а вдалеке уже подходит полноразмерный наливной со светлыми нефтепродуктами, со ст. Кириши.
18. Вон он, наливной, подтягивается издали на горб горки. "Это уже не просто нефть, а переработка, с завода!". "- И как, большая доля переработанной нефти сейчас идёт на порт?" - "Да вполне солидно, может, где-то за 50 процентов, ближе к 60-ти. По факту, половина точно уходит уже в переработке, а не сырая". (мост под горкой - прокол локомотивной петли, она пока в строительстве)
19. А это более ранний вид на парк приёма в сторону Гатчины (снимок не мой, из Сети, примерно прошлого лета).
20. Преодолевая "горб", затем состав делится на группы вагонов. Потребители-то разные, суда и причалы тоже. Надо делить.
21. ...и скатываются на разные пути. На них потом сформируют сборные отправки на конкретные причалы порта.
Теперь о соотношении "наше-зарубежное", поскольку речь об этом у нас зашла сразу.
От "горба" горки и ниже в подгорочный парк начинается сименсовское оборудование.
- Это всё хорошо, да, но как же с санкциями-шманкциями? Что будете делать, если Сименс всё перекроет?
- Чего это он перекроет? Работает с нами по всем позициям - они сами к нам забираются, у них тут есть конкуренты на оснащение. Вон, они даже Крыму турбины для электростанций собрались продавать, по адресу другого региона. А Крым-то вообще под сакнкциями, в отличие от нас.
- Че, серьезно?
- Вполне. Им тоже жить надо, у них там не подъём. Ну и взаимная польза: нам - новые технологии, а им - расширение сферы клиентов.
- А что они конкретно нового дают?
- Во-первых, беспилотное управление составами. Это огромная экономия на маневровой работе и скорости составления. Опять же, уход от тормозных башмаков. Во-вторых, впервые в России мы сможем вести роспуск составов II категории опасных грузов - раньше нельзя было. Т.е. сжиженные газы и всё этакое можно будет с горки спускать. В-третьих, радарный контроль вагонов он-лайн, и обратная связь с замедлителями позиций. Система будет менять усилие замедлителя, согласно грузу, весу вагона и даже силе ветра. Ну и ещё - можно распускать сразу 2 состава одновременно. Система от них называется MSR-32. Она не пневматическая, как наши - а гидравлическая.
- Ну а какие-то запасы запчастей есть, случись чего? Или всё с колёс по заказу?
- Есть, конечно. Они сделали базу комплектации тут, всё будет идти с неё. А вообще, 80% станции - это уже наше. Их хозяйство - подгорочный парк и горка. Ну и наши люди пусть учатся такой работе - сейчас очень непривычно, конечно.
22. После обозрения роспуска сверху пошли на позиции замедлителей, вниз. Состав распускали, и можно было видеть, как срабатывают позиции. Их три. На переднем плане слева стоит радар, он-то и определяет вагон, его скорость, сверяет его документы, берет с метеостанции силу ветра, затем определяет усилие замедлителя.
23. Позиции замедлителей скорости.
24. ...
25. Ещё сегмент скатывается с горки.
26. Радарные позиции перед замедлителями.
Да, и самое любопытное в технологии.
Это заменители маневровых локомотивов, которые гоняют вагоны по путям, подтягивают их и сцепляют. Огромная экономия времени и ускорение составления, раза в два-три. Давайте рассмотрим сей девайс.
27. Вот он, стоит за замедлителем. Радиус действия - до конца пучка, на 106 вагонов длины. Стрелочкой помечено незаметное колёсико, которое по команде поворачивается вверх под нужным вагоном и толкает его за колесо, подтягивая куда надо.
28. Такие "локомотивы" стоят на всех путях подгорочного парка.
29. Вид вдоль пути. Как видите, он на тросе.
30. ...
31. Вот оно, это толкающее колёсико, внизу справа. Пока оно в "спящем" положении, но по команде с центра управления разворачивается вверх. Вроде и простое на вид, но очень оригинальное решение!
(чуть попозже выложу и видео, с такой тележкой - как она едет)
32. А это уже специальные пути с компенсаторами-замедлителями - для роспуска опасных грузов II категории (piston retarger - точный аналог названия по-русски не знаю). Их теперь можно будет пропускать через горку.
33. Нумерация путей тут 3-значная. Посмотрев позиции, уходим обратно на станцию. Пора подкрепиться! :)
В целом, после ввода станции в строй, вместе с боковыми пучками, можно будет обрабатывать до 5000 вагонов/сутки. Иначе никак не переработать те самые планируемые через 3-4 года 115 млн.тонн груза через порт. Вложения в инфраструктуру приходится делать колоссальные. А что такое есть порт Усть-Луга в целом и куда он вообще идёт, я постарался рассказать в предыдущем посте серии.
PS. Выражаю признательность за содержательные комментарии и рассказ о технологии переработки Звереву Денису Викторовичу, зам.нач. станции Лужская-Сорт. по сортировочной работе, а также пресс-службе Октябрьской дороги и департаменту корпоративных коммуникаций РЖД за доступ на этот интересный объект.
Материал отсюда: http://periskop.livejournal.com/1446839.html
|