Вчера исполнилось ровно 150 лет со дня открытия первого в мире метрополитена – лондонской подземной железной дороги. По первой линии длиной всего около 5,5 км. паровоз тащил несколько небольших вагонов, у которых не было окон...
Британский Национальный железнодорожный музей опубликовал уникальные снимки строительства Лондонского метро, сделанные в 1861-62 гг. (автор – Henry Flather).
К середине 19 века население Лондона достигло двух миллионов, и в городе складывалась тяжёлая транспортная ситуация. Ввиду быстрого развития железнодорожного транспорта, вызванного промышленной революцией, многие люди стали ездить из пригородов в центр Лондона на работу, но так как все железнодорожные вокзалы находились за пределами Сити (на тот момент в Сити находилась всего лишь одна железнодорожная станция — «Финчерч стрит»), а продлить железнодорожные пути ближе к центру было запрещено из-за опасений, что это может повредить исторические здания, на и без того загруженных центральных улицах стали возникать заторы.
Первая линия Лондонской подземки была мелкого залегания и строилась открытым способом (фото 1861 г.):
Первые предложения по строительству подземной железной дороги, которая связывала бы Сити с главными железнодорожными вокзалами появились в 30-х годах XIX века, но вопрос о строительстве метрополитена стал всерьез рассматриваться в качестве решения проблемы пробок на дорогах только в первой половине 1850-х.
Следует отметить, что ещё 1818 г. французский инженер Марк Брюнель изобрёл проходческий щит, с его помощью в 1825—1843 гг. был построен туннель под Темзой - первый в мире тоннель, проложенный под водоёмом. Тем самым Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро.
В 1855 году парламентским актом было утверждено строительство подземной железной дороги, которая называлась Метрополитен рейлуэй, согласно проекту она должна была связывать Паддингтонский вокзал со ст. «Фаррингдон» и проходить через вокзал Кингс-Кросс.
При строительстве выемки первой линии всё же пришлось сносить некоторые здания:
Нехватка бюджетных средств задержала начало строительство на несколько лет. Из-за недофинансирования проект мог быть и вовсе свёрнут, тем, что этого не произошло Лондонский метрополитен в значительной степени обязан солиситору Лондонской городской корпорации Чарльзу Пирсону (Charles Pearson), который лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств на реализацию проекта. Он поддерживал идею строительства подземной железной дороги в Лондоне на протяжении нескольких лет.
Пирсон выступал за снос антисанитарных трущоб и за строительство на их месте нового жилья для жителей окраин с обеспечением железнодорожной перевозки к местам их работы в центре города. Несмотря на то, что он непосредственно никогда не вовлекался в управление Метрополитен рейлуэй, его по праву считают одним из отцов-основателей Лондонского метрополитена. В конце концов Пирсону удалось убедить Лондонскую городскую корпорацию помочь с финансированием проекта.
Работы, наконец, начались в феврале 1860 под руководством главного инженера Джона Фоулера. Сам Пирсон умер в 1862 году, так и не дождавшись открытия Лондонского метро.
На этом снимке 1861 г. показано строительство метро в районе Вестминстера. Корзиной на кране извлекали грязь и строительный мусор из выемки:
Строительные работы в районе Вестминстера:
Несмотря на передовую по тем временам механизацию преобладал всё же ручной труд:
Нередко породу и строительный мусор из выемки поднимали обычной лебедкой:
Землекопы в выемке:
Лондонские метростроевцы:
Строительство павильона на одной из первых станций:
1862 г., почти готовая станция:
New Gloucestershire Road Station, Brompton:
Первая линия Лондонского метрополитена — Метрополитен рэйлуэй открылась 10 января 1863 года. Тогда Лондонский метрополитен насчитывал всего семь станций (Бишоупс Роуд (ныне Паддингтон), Эджвер-роуд, Бейкер-стрит, Портленд-роуд (ныне Грейт-Портленд-стрит), Гауэр-стрит (ныне Юстон-сквер), Кингс-Кросс (ныне Кингс-Кросс Сент-Панкрасс) и Фаррингдон-стрит (ныне Фаррингдон)).
Длина всей линии оставляла 6 км. Поначалу поезда в метро ходили на паровозной тяге, ввиду недостаточной вентиляции подземка была задымлена так, что зачастую на станциях становилось трудно дышать из-за паровозного дыма. Несмотря на это Лондонский метрополитен стал популярен, так как был самым быстрым видом транспорта в Лондоне, на момент открытия средний пассажиропоток за день составлял 26 000 чел, за первый год работы Лондонский метрополитен перевёз 9,5 млн человек, а за 1864 год 12 млн.
При создании поста использована статья в Википедии о Лондонском метро.
Снимки взяты здесь.
10 января 1863 состоялся официальный запуск первой линии Лондонского метрополитена, длинной в 3 километра 600 метров. Лондонский метрополитен стал первым в мире и в честь этого события:
Министр финансов Британии Вильям Эвот Глэдстоун, а также директора и инженеры Metropolitan Railway Company предпринимают инспекционную поездку по тоннелю первой в мире подземной линии; 24 мая 1862 года
Литография парового локомотива на линии, недалеко от станции Паддингтон; 1863
В 1900 году была открыта Центральная Лондонская железная дорога, которая, в конечном счёте стала Центральной линией Лондонского метро. На фото – поезд для использования под землёй. Его харатерное отличие – он реверсивный, т.е. его можно было вести в обоих направлениях
Рабочие разрушают капитальную стену на пути Центральной линии метрополитена; 1912
Вагон подземного поезда перевозят по улицам Лондона; 1926
Реклама метрополитена; 20-е
Рабочие расширяют линию в районе площади Пиккадили; 1930
В столовой строителей Лондонского метрополитена; 1935
Исследования, которые проводятся на 4-х миллионах билетов, забранных из Лондонской подземки. Исследования проводятся целью выявления наиболее популярных маршрутов, для выработки концепции развития подземки; 8 марта 1939
Эвакуация в Лондонскую подземку; 1939
Население ждёт окончания ночного воздушного налёта на станции «Площадь Пиккадили»; 1940
Во время воздушной тревоги командир отряда гражданской обороны проверяет детей спящих в подвесных койках, натянутых между рельсами ; 1940
Концерт членов общественной организации ENSA на станции Олдвич во время воздушного налёта; 1940
Немецкий авианалёт не мешает учится детям; 1940
жители города укрываются в подземке; 1940
Солдаты помогают разбирать завалены на станции Банк, разрушенной во время авианалёта 12-го января 1941 года
Это не обычный эскалатор, как вы подумали, это вход на подземный авиазавод, расположенный на одной из станций метрополитена; 1943
Второе в мире метро появится спустя 4 года после Лондонского, в Нью-Йорке, однако там оно на несколько десятилетий останется надземным. А вот вторая в мире подземка появится лишь в 1896 г., в Будапеште.
В наши дни протяженность линий лондонской подземки составляет более 400 км, что почти в два раза больше, чем у московского метрополитена и уступает в мире только шанхайскому. Однако по количеству перевозимых пассажиров лондонская "труба" втрое уступает Москве.
В продолжение юбилейного фообзора истории Лондонского метрополитена, старейшего в мире:
Возвращение солдат с войны домой; 1945
Гарри Вэзлей, рабочий, ответственный за чистоту вентиляционных шахт на станции Площадь Пиккадили
Сэр Джон Элиот, председатель управления Лондонского транспорта (LTE) , приветствует машиниста прототипа нового, «серебряного» поезда; станция Нортфилд; 12 августа 1957;
Фотограф Джордж Фрестон изображает из себя жителя пригородной зоны в Лондонском метрополитене, читая книгу Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чэттерей». Именно в этот день суд присяжных снял запрет на книгу; 3 ноября 1960 года
Костюмированное представление в честь столетия поездки Глэдстоуна в 1862 году; 1963
Новый вид вагонов метро, представленный на Лондонской выставке дизайна в августе 1967 года
Эвакуация пострадавших после крушения на станции Моргейт в 1975 году
Энн Доддс, первая женщина допущенная к управлению поездом в Лондонском метро; 6 октября 1978
Принц Чарльз и принцесса Диана прибывают к аэропорту Хиттроу после пробной поезди по новой ветке метрополитена; 1 апреля 1986
Согревшие эскалаторы после пожара на станции Кингкросс. Как установило следствие пожар вспыхнул от окурка; курение в Лондонском метрополитене было запрещено спустя пять дней после пожара;ноябрь 1987
Неформалы разбираются в схеме метро; 80-е
Двери установленные вдоль платформы станции Вестминстер; 1999
Стоящие во время забастовки рабочих поезда. Во время забастовки жители Лондона испытывали большие неудобства; 29 марта 2001
Вслед за взрывами в испанском метро, в Лондонском метрополитене появились призывы к пассажирам быть настороже; 15 марта 2004
Оказание помощи жертве взрыва на станции Элдгэйт. В тот день взрывы прозвучали ещё на двух станциях метро и одна взорвалась в автобусе, унеся, в общей сложности, 52 человеческих жизни; 7 июля 2005
Гуляки наслаждаются последними глотками алкоголя в метро, со следующего дня, согласно распоряжению мэра Лондона Бориса Джонсона, пьянка в метро запрещена; 31 мая 2008 года
Паровоз № 1 Metropolitan Railway Company привёз реконструированный вагон викторианской эпохи на станцию Бэйкер-стрит, сохранившую дух той эпохи. Празднование 150-летнего юбилея Лондонского метро; 16. Декабря 2012 года
Источник: http://foto-history.livejournal.com/3062471.html |