Вуппертальская подвесная дорога (нем. Wuppertaler Schwebebahn по-немецки швебебан) — один из видов общественного транспорта в городе Вуппертале, представляющий собой монорельсовую двухколейную подвесную систему на эстакадах, с 20 станциями, общей длиной 13,3 км, 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров. Максимальная скорость поездов дороги — 60 км/ч. Дорога была построена в 1900 году и запущена в эксплуатацию в 1901 году. Официальное название дороги — Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена (нем. Einschienige Hängebahn System Eugen Langen). Вуппертальская подвесная дорога перевозит ежегодно более 25 млн пассажиров.
Конструкция дороги
Штамп 1968 года
Участок дороги, 1900 г.
1910 год
1930 год
1935 год
1955 год
Кайзеровский поезд, наше время
Карта дороги
Подвесная система
Современные вагоны
Рисунок падающего слона на стене здания между станциями «Alter Markt» и «Adlerbrücke»
Самое необычное происшествие в истории дороги произошло 21 июля 1950 года. В этот день директор цирка Althoff решил в рекламных целях прокатить на монорельсе слона Туффи. Слона посадили в вагон на станции «Alter Markt». Однако слону идея поездки на монорельсе не понравилась, и он начал проявлять беспокойство. Вскоре после отправления Туффи проломил стенку и выпал из вагона. К счастью, в это время поезд проезжал над рекой. Туффи упал в воду с высоты пяти метров и не получил серьёзных ранений. В ходе инцидента, а вернее в ходе последовавшей после падения слона паники, лёгкие ранения также получили несколько пассажиров.