Логистические истории Понедельник, 06.05.2024, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Поддержать автора
через Яндекс-деньги через Visa и MasterCard

Поиск по сайту

Категории раздела
водный транспорт [9]
железные дороги [40]
автотранспорт [0]
космос [29]
логистические истории [6]
разное [31]

Форма входа

Главная » Статьи » водный транспорт

QUA2. Подвиньтесь! Подвиньтесь!

Разобравшись в прошлой статье со стальными крысами китами из высококачественной нержавеющей стали, которые в своих чревах перевозят холод Титана и целые моря жидкого метана, нам надо вернуться в реальный мир и разобраться, зачем человечество создало такую красоту, внутри которой вполне можно снимать фильмы о покорении космоса:


Эта картинка стоит 200 миллионов долларов за 1 штуку.

Но для начала разговора я хотел бы показать Вам одну любопытную картинку. Это — "вальсы Шуберта и хрустъ французской булки", который мы потеряли.

</a>
Сразу предупреждаю — нижеприведенная таблица пересчитана из американских субстандартных единиц измерения (моё личное мнение — американцам надо гореть в инженерном аду исключительно за использование всех этих фунтов, футов, миль и британских тепловых единиц), поэтому метрические аналоги всех цифр выглядят достаточно импозантно.

Кроме того, сам коэффициент перевода внесистемной единицы MMBtu в более понятные нам 1000 м3природного газа или тонну нефти — это отдельная песня, очень похожая на "перевод баррелей нефти в тонны". Если кто-то хочет понять, как энергия (Джоули) превращается в объём (м3) — то вам сюда. Я принял для газа коэффициент 35,855, который использует Россия.


Нижняя шкала — уже тоже в километрах, но была в милях.

При взгляде на картинку уже сразу можно понять, насколько нефть была выгоднее природного газа, который сейчас приходит ей на замену. За 20-30 долларов на тонне (напомню, в баррелях эту цифру вообще надо делить на 7,28!) нефть можно было легко перебросить через полшарика и, выкачав её где-то в аравийских песках и загрузив в какой-нибудь ULCC, перевезти с минимальными издержками куда-нибудь в Японию или на Восточное побережье США.

Надо обогнуть мыс Доброй Надежды или мыс Горн и провести ещё недельку-другую в пути? Не вопрос! Нефть всё стерпит, она такая — покорная и спокойная.
Поэтому рынок нефти изначально формировался, как глобальный — любая вновь оотрытая нефть влияла на ситуацию с предложением нефти во всём мире, а любой новый потребитель мог претендовать (конечно, при условии его платежёспособности) практически на всю мировую нефть.

Другое дело — природый газ. Этот парень с норовом, его для транспортировки надо сжимать и силой заталкивать в трубы, которые, в отличии от морских маршрутов, надо обслуживать, ремонтировать и охранять. Кроме того, при движении в трубах давление газа за счёт гидравлического сопротивлениянеуклонно снижается, поэтому газопровод приходится снабжать по всей длине подкачивающими компрессорными станциями, которые как-то обсуждались здесь. Компрессорные станции сами потребляют тот же природный газ, ломаются, обслуживаются, ремонтируются — что тоже поднимает стоимость транспортировки.
В общем природный газ долго не получалось транспортировать на глобальные расстояния — изначально рынки газа формировались, как региональные и на каждом из них были свои "правила игры" между продавцами и покупателями, которые складывались десятилетиями. Где газа было много, региональная цена его обычно была ниже, а где газа было мало — он стоил дорого.

Вот, собственно говоря, пример сформировавшегося регионального рынка природного газа. Это Европа. Чем ближе к источникам газа, тем этот газ — дешевле:


Украина всё ещё хочет унии с Польшей? (к вопросу вступления страны в Евросоюз)

Как вы заметили по приведенной карте, российский газ практически не продаётся на окраинах Европы, максимально удалённых от России — в Испании и Великобритании и в странах, имеющих свои, более близкие источники альтернативного газа — Норвегии, Дании и Швеции.

Чей же газ продавался там в 2011 году?


Источники данных — "Газпром"StatoilQuatargas.

Да, именно катарский СПГ. Катар в 2011 году поставил в Европу основные объёмы своего газа всего пяти странам — Великобритании, Бельгии, Италии, Франции и Испании.

Для понимания важности этих рынков для российского трубопроводного газа — я отсортировал все европейские страны по объёмам газа, поставляемых туда "Газпромом". Как мы видим, реальные опасности от конкуренции с СПГ у трубопроводного газа есть в Италии, Великобритании и Франции— в силу их значительной географической удалённости от месторождений "Газпрома" и высокой стоимости трубопроводной доставки российского газа туда. Значение Бельгии и Испании, как рынка поставки российского трубопроводного газа, сравнимо с такими "крупными" покупателями газа, как Грузия, Македония и Южная Осетия. Да и в Великобритании катарский СПГ конкурирует (исходя из проданых в 2011 году объёмов) больше с норвежским, а не с российским газом.

Показателен пример Турции, которая, имея у себя готовый терминал регазификации СПГ в Мармаре, тем не менее, предпочитает "сидеть на дорогой газпромовской игле" (которая, как минимум, на треть длиннее, чем у Украины) и не рыпаться в сторону массовых покупок "дешёвого" СПГ.

В общем, смотрите одним глазом на карту с ценами, вторым глазом — на реальные объёмы закупленного катарского СПГ по европейским странам в 2011 году.

Хорошо, но откуда же такой накат со стороны Катара на европейский рынок? Почему гордые эмиры всячески пытаются демпинговать и пропихнуть хоть что-то на европейский рынок газа, который давным-давно окучен достаточно дешёвым норвежским и российским трубопроводным газом?

А ответ один — безблагодатность эмиры вообще-то рассчитывали на совершенно другой рынок. Как я сказал, до появления СПГ рынки газа, по сути своей, были региональными, поскольку "за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз". Цена газа в США никак не привязана к цене газа в Европе или в Азии — и наоборот. Собственно говоря, даже сейчас (по состоянию на 2011 год) по трубопроводам передаётся 694,6 млрд.м3 природного газа, а виде СПГ торгуется вдвое меньше — лишь 330,8 млрд.м3 газа.
То есть рынок газа сейчас как-бы ещё на две трети региональный и уже на одну треть — глобальный.

В 2005-2008 году на двух региональных рынках — в США и в Юго-Восточной Азии надулся неслабый ценовой пузырь:


Для приведения цифр к понятным нам единицам — в 2005 году газ в США стал стоить 322$ за 1000 м3газа, а в 2008 в Японии вообще случился апокалипсис с котировками цены природного газа, достигшими уровня 448$ за 1000 м3 .

И в этот момент, понятным образом, как и любого капиталиста, у товарища Хамада бин Халифа Аль Тани натурально сорвало крышу.
По-поводу всяких личностных тёрок на аравийском полуострове есть написать кому и без меня, скажу лишь, что вопрос спора двух психоаналитиков "у кого Феррари длиннее", отражённый здесь под номером 100, стоит  между власть имущими сиятельными особами там очень остро.

Вплоть до начала 1990-х годов катарским сиятельным особам "меряться" с более богатыми нефтью Саудовской Аравией, Кувейтом и Эмиратами было особо нечем. Единственное континентальное нефтяное месторождение Катара — Духан, в котором начальных запасов было всего-то около 3 млрд. баррелей ну никак не тянуло на роль "большого красного Феррари". Ни небоскрёб тебе отгрохать, ни золотой унитаз прикупить.

И тут, неожиданно, на заднем дворе (на шельфе) Катара нашлось вот это. Собственно именно под ресурсы Северного и были построены катарские киты из нержавеющей стали и самый современный терминал по сжижению природного газа.

А потом случилось страшное. Случился экономический кризис 2008 года, США начали разработку собственного сланцевого газа, цена газа обвалилась по всему миру, и вдруг изначальная сила СПГ —глобальность и возможность практически с постоянными издержками доставить газ в любую точку мира, оказалась его же генетической слабостью.

Дело в том, что как вы можете увидеть на графике — СПГ имеет практически постоянные издержки при доставке газа в любую точку мира. Но проблема в том, что издержки эти постоянные и неснижаемые. Единожды погрузив СПГ на судно, ты уже потратил около 65$ за 1000 м3 газа. В энергетическом эквиваленте это ещё неприятнее — около 25% энергии, содержащейся в газе, надо затратить на его сжижение.

То есть, СПГ оказывается безумно невыгоден при небольших плечах доставки — сжижение, погрузка на борт, выгрузка и регазификация отнимают слишком много энергии и денег. Даже более короткое плечо газовозов не окупает тех издержек, которые надо сразу "положить" на стоимость газа.

Отсюда, собственно говоря, внимательные читатели могут понять, почему европейский рынок даже с технической точки зрения неудобен Катару. Он слишком близок к нему — кроме того, что основные потребители Европы ещё и близки к конкурентам Катара — норвежским и российским трубопроводным операторам.

Вторая причина того, почему ни Норвегии, ни России не стоит бояться Катара — уже чисто экономическая. Несмотря на напухший американский сланец, в целом ситуация с ценами на газ в мире выглядит вот так:



Америка пока играется в "сланцевую революцию", но экономики Китая, Японии, Индии и Южной Кореи по-прежнему просят СПГ. Игра Катара во всеобщеевропейское "Подвиньтесь! Подвиньтесь!" имеет как технические, так и экономические ограничения.

При равных расстояниях даже Индия согласна платить Катару за его газ на 40% больше (а Китай и Япония — и на все 50%!) при том, что в этом случае эмиру не надо каждый раз протискивать своих китов из нержавеющей стали через узкую нору Суэцкого канала и бороться с легко бьющими его ценой трубопроводного газа на своих региональных рынках Норвегией и Россией.

Но — глобальное веселье только начинается.
СПГ меняет мир под себя, но кто сказал, что это в чём-то помешает старым производителям газа самим взять на вооружение эту технологию? Ведь географию и демографию не поменять так быстро, как технологию, и Северное полушарие ещё долго будет самым населённым и самым промышленно развитым человейником.

А самый большой человейник — это Евразия. И, если на его мягком подбрюшье завелась крыса из нержавеющей стали, это всего лишь миг в противостоянии Великой Суши и Извечного Океана.



Источник: http://aftershock.su/
Категория: водный транспорт | Добавил: igrek (20.08.2012) | Автор: Already Yet
Просмотров: 926
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz